О ключевых аспектах государственной демографической политики
27.07.2018 г.На протяжении всего периода становления Беларуси как суверенного государства вопросы демографической безопасности не теряли своей актуальности и вызывали необходимость проведения целенаправленной государственной демографической политики.
В 1995 году был создан Национальный комитет по народонаселению (распоряжение Кабинета Министров Республики Беларусь от 29.03.1995 № 238р);
в 1998 году утверждена Концепция государственной демографической политики и Основные направления реализации демографической политики с учетом устойчивого развития экономики в переходный период (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.06.1998 № 996);
в 2001 году вопросы обеспечения демографической безопасности включены в Концепцию национальной безопасности Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 17.07.2001 № 390);
в 2002 году принят Закон «О демографической безопасности Республики Беларусь»;
в 2010 году в новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь демографическая сфера впервые выделена отдельным блоком (Указ Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 № 575).
Суммарный коэффициент рождаемости и коэффициент депопуляции включены в основные индикаторы состояния национальной безопасности.
Основной формой реализации Закона «О демографической безопасности Республики Беларусь» являются национальные программы.
Реализованы две национальные программы демографической безопасности, утвержденные Указами Главы государства от 26.03.2007 №135 (на 2007-2010 годы) и от 11.08.2011 №357 (на 2011-2015 годы), основная цель которых была стабилизация численности населения и создание предпосылок для выхода на естественный прирост населения.
Все меры, реализованные в рамках национальных программ, с учетом миграционного прироста позволили обеспечить с 2014 года прирост численности населения.
С 2016 года реализуется Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь»
на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства
от 14.03.2016 № 200.
Ее основная цель – стабилизация численности населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни.
В 2020 году необходимо обеспечить численность населения на уровне не ниже 9,5 млн. человек, при этом ожидаемая продолжительность жизни должна увеличиться до 75,3 лет.
Справочно. Ожидаемая продолжительность жизни в 2010 году составляла 70,4 лет, в 2013 году – 72,6 лет, в 2016 году – 74,1 лет, в 2017 году – 74,4 лет.
Рождаемость – ключевое звено демографической политики.
В Беларуси создана действенная система мер экономической поддержки семей с детьми, включающая различные виды пособий, льгот и гарантий.
В эту систему входят меры по поддержанию доходов семей с детьми, включая льготы и гарантии в сфере труда и налогообложения, оказанию финансовой помощи семьям при строительстве (реконструкции) жилья, меры по развитию сети учреждений образования, культуры, здравоохранения и обеспечению широкого доступа к ним семей с детьми.
Каждая мера решает определенные задачи, так как оказывает влияние на различные аспекты жизнедеятельности семей. Как результат, в рейтинге стран, благоприятных для материнства и рождения детей, наша страна занимает 25 место среди 179 стран мира и первое место среди стран СНГ.
Меры поддержки семей с детьми получили свое развитие в Государственной программе «Здоровье народа и демографическая безопасность в Республике Беларусь» на 2016-2020 годы. Министерство труда и социальной защиты определено координатором подпрограммы «Семья и детство». Ее основная задача – развитие системы поддержки семей с детьми и улучшение условий их жизнедеятельности, укрепление института семьи.
Предоставление правовых гарантий начинается еще до рождения ребенка. Это комплексное медицинское сопровождение женщины во время беременности, а также предоставление отпуска по беременности и родам
с выплатой пособия. Работникам, жены которых находятся в отпуске по беременности и родам, предоставляется право использовать свой трудовой отпуск в период отпуска по беременности и родам, предоставляемого жене.
Беларусь – одна из немногих стран, которая сохранила отпуск до исполнения ребенком возраста 3 лет с выплатой пособия за весь этот период. В соответствии с Трудовым кодексом, отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет предоставляется работающему отцу или другим работающим родственникам ребенка в случае выхода матери ребенка на работу (учебу), а также, если она является индивидуальным предпринимателем, адвокатом, нотариусом, творческим работником либо осуществляет услуги в сфере агроэкотуризма.
Сегодня назначается 11 видов пособий. Это три группы пособий: по материнству, семейные и по временной нетрудоспособности по уходу за детьми.
Размеры пособий в связи с рождением ребенка в Беларуси (1000 и 1400 долларов США в эквиваленте на первого и второго ребенка соответственно) существенно выше, чем в странах ЕАЭС.
Размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет увязан со среднемесячной заработной платой работников в республике и составляет: при рождении первого ребенка лет – 35 процентов среднемесячной заработной платы, при рождении второго и последующих детей –
40 процентов.
На ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет – 45 процентов независимо от очередности рождения детей. Одновременно семье выплачивается пособие по уходу за ребенком-инвалидом в размере БПМ (199,32 рублей) и социальная пенсия, размер которой зависит от степени утраты здоровья ребенком и составляет от 80 до 110 процентов БПМ.
С 1 января 2015 года введен новый вид пособия семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания в семье ребенка в возрасте до
3 лет. Его размер составляет 50 % БПМ, пособие выплачивается ежемесячно.
В 2017 году затраты на выплату пособий составили 1,9 млрд. рублей (2 % ВВП).
Системой государственных пособий охвачено свыше 537 тыс. детей или почти каждый третий ребенок в стране.
На улучшение жилищных условий семей с детьми направлены указы Президента Республики Беларусь, предусматривающие предоставление финансовой поддержки государства в погашении задолженности многодетным семьям по льготным, а с июля 2017 года и коммерческим кредитам (Указ №240), выданным на строительство (реконструкцию) жилья.
При наличии в семье троих несовершеннолетних детей государство погашает 75 процентов от суммы задолженности; при наличии четверых и более несовершеннолетних детей –100 процентов.
Семьям с двумя и более детьми, в которых один из родителей является получателем пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, на период его получения предоставлена отсрочка в погашении задолженности по кредиту, включая проценты за пользование кредитом.
Предусмотрены правовые гарантии для семей, воспитывающих троих и более детей, в области трудового законодательства. Наиболее существенной из них является предоставление права на один дополнительный свободный от работы день в неделю, оплачиваемый в размере среднего дневного заработка.
Дополнительные преференции многодетным матерям содержатся в пенсионном законодательстве: это досрочное назначение пенсии родителям, воспитавшим пятерых детей (возраст выхода матери на пенсию – 53 года), а также назначение пенсии за особые заслуги матерям, воспитавшим девять и более детей.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи» малообеспеченным семьям может быть предоставлена государственная адресная социальная помощь в виде ежемесячных или единовременных пособий, при этом дети раннего возраста (до 2 лет) обеспечиваются бесплатными продуктами питания.
Неполным семьям, воспитывающим детей-инвалидов, ежемесячное социальное пособие представляется на максимально возможный срок – 12 месяцев.
При рождении в семье двоих и более детей одновременно обеспечение бесплатными продуктами питания предоставляется независимо от совокупного дохода семьи.
Социальную помощь семьям с детьми оказывают 146 территориальных центров социального обслуживания населения и
2 городских центра социального обслуживания семьи и детей (в г. Минске и г. Гомеле).
Внедряются новые виды социальных услуг: социальный патронат, услуги временного приюта для лиц, пострадавших от насилия в семье, услуги ухода за детьми-инвалидами (услуги социальной передышки), услуги почасового ухода за малолетними детьми (услуги няни) и др.
Например, семьи при рождении двоих и более детей одновременно могут воспользоваться бесплатными услугами няни до достижения детьми возраста 3 лет, а неполные семьи, воспитывающие детей-инвалидов, семьи, воспитывающие двоих и более детей-инвалидов, до достижения детьми возраста 4 лет. С 2018 года услуги няни предоставляются по социально низким расценкам также семьям, в которых оба родителя или родитель в неполной семье являются инвалидами I или II группы.
Услуги «социальной передышки» для семей с детьми-инвалидами предоставляются на базе домов-интернатов для детей с особенностями психофизического развития на срок до 28 дней на возмездной основе.
С 1 января 2015 г. Указом Президента введена кардинально новая для нашей страны мера поддержки семей – семейный капитал. Он несколько отличается от аналогичной меры в Российской Федерации. Семья, при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей приобретает право единовременное предоставление безналичных денежных средств в размере 10 000 долларов США.
Воспользоваться средствами семейного капитала семья сможет по достижении ребенком, в связи с рождением которого семья приобрела право на семейный капитал, 18-летнего возраста. Досрочное использование средств возможно только на медицинские цели по заключению врачебно-консультативной комиссии.
По состоянию на 1 июля 2018 г. открыто более 55 тыс. депозитных счетов, на которые зачислено свыше 551 млн. долларов США.
Действующая система поддержки семьи дает свои конкретные результаты. Вместе с тем сегодня перед государством стоит задача– сохранить достигнутое. Работа по совершенствованию государственной семейной политики – это постоянный процесс.
С 1 июля 2017 г. вступил в силу в новой редакции Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».
Законом установлена доплата женщинам, получающим пособие по беременности и родам в минимальном размере;
родителям, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом предоставлено право работать на 0,5 ставки и получать пособие по уходу;
увеличен размер пособия по уходу за ребенком – инвалидом с наиболее тяжелыми формами инвалидности.
Поддержка семей, воспитывающих детей, охрана материнства и детства является безусловным приоритетом государственной демографической политики нашей страны. Инвестиции в семью, ее укрепление как социального института, выполняющего важные социальные и экономические функции, – это инвестиции в настоящее и будущее нашей страны, в развитие человеческого капитала белорусского общества.