:

Основные тенденции экономического развития и финансового положения Монголии

Пастбищное животноводство по-прежнему относится к основным видам хозяйственной деятельности в Монголии — одной из ведущих стран мира по поголовью скота на душу населения (более 60 миллионов голов на 3,3 млн. жителей). Животноводство — основа для легкой и пищевой промышленности (40% мирового производства кашемира).

Земледелие имеет второстепенное значение. Главная культура — пшеница, выращиваются также ячмень, картофель и овес. С 1950-х существует экспериментальное садоводство и, даже, бахчеводство. Существенную роль играет заготовка сена и кормов для скота.

Промышленное производство развито слабо.

Монголия — одна из стран-лидеров в Азии по запасам природных ресурсов (медь, золото, уголь, уран, железная руда, цинк, молибден, серебро). Разрабатывается лишь небольшая часть разведанных месторождений.

Экономика страны чрезмерно зависит от экспорта сырья. В 2000-е гг. повышение спроса и рост мировых цен на уголь и руду обусловили резкий скачок экономики Монголии, в результате чего её ВВП в 2011 г. вырос на 17,3 % и составил почти 12 млрд. долларов США.

При этом главный потребитель монгольских ресурсов — Китай, недалеко от границы с которым расположены основные месторождения Монголии.

Развитие экономики страны сдерживает ряд системных проблем. Часть из них характерна для многих стран с развивающейся и переходной экономикой (низкая диверсификация, социальные проблемы, зависимость от внешнего финансирования), но некоторые являются специфическими: отсутствие выхода к морю, неразвитость транспортной инфраструктуры, зависимость от природно-климатических условий и цен на основные экспортные товары, узость рынка).

Кризисные явления в монгольской экономике наблюдались с первой половины 2020 г. в связи с пандемией коронавируса и снижением экспорта угля и меди.

Вместе с тем Правительство Монголии демонстрируют ощутимые результаты по преодолению пандемии коронавируса и восстановлению экономики страны. В этой связи создано пять национальных комитетов во главе с премьер-министром. В середине августа 2021 г. Премьер-министр объявил о реализации политики государственно-частного партнерства с привлечением иностранных инвестиций. Принимаются серьезные меры для снижения уровня коррупции и бюрократии, правительство планирует сосредоточить внимание на улучшении правовой среды и ускорении цифровизации госуслуг.

Динамика экономического развития Монголии сильно зависит от наращивания объемов экспорта угля в Китай (98% угля и 100% меди поставляется в КНР, что составляет более 90% монгольского экспорта).

В целях преодоления противоэпидемических ограничений КНР и обеспечения бесперебойных поставок в эту страну угля и меди Правительством Монголии активизирована работа по завершению строительства железной дороги от основного угольного месторождения Таван Толгой до границы с КНР и созданию перевалочной инфраструктуры.

В 2020 году экономический рост Монголии составил 5,3 процента, в январе-сентябре 2021 г. – 3,6 процента и по итогам года ожидается на уровне 5 процентов. Таким образом, экономика Монголии продолжает восстанавливаться.

Внешний товарооборот в 2021 г. – 16,0 млрд. долларов (рост на 25,1% по сравнению с 2020 г.), монгольский экспорт – 9,2 млрд. долларов (рост на 22,1%), импорт – 6,8 млрд. долларов (рост на 29,4%), положительное сальдо – 2,4 млрд. долларов.

Вместе с тем в конце года ухудшились некоторые статистические показатели. Например, уровень инфляции составил 13,4%. Безработица выросла до 13% от экономически активного населения (самый высокий уровень за последние три года, однако в столице сохраняется на более высоком уровне). По данным Монголбанка, объем внешнего долга несколько вырос до 32,2 млрд. долларов (более 200 процентов к годовому ВВП).

Международные организации с оптимизмом смотрят на перспективы экономического роста Монголии по причине того, что вакцинация населения относительно успешно осуществляется по сравнению с другими странами, заболеваемость коронавирусом в стране снижается.

Международные рейтинговые агентства Fitch и S&P подтвердили кредитный рейтинг Монголии на уровне «B», прогноз «стабильный». Ожидается, что экономика страны по итогам 2021 г. вырастет на 5%.

По мнению ЕБРР, в 2021 г. рост экономики Монголии составит 6,1%, в 2022 г. – 6,5%. Это связано с повышенным спросом на минеральное сырье в Китае, что послужило стимулом для горнодобывающего сектора Монголии. Отмечено, что экономика Монголии быстро восстанавливается после экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса.

В соответствии с обзором Международного валютного фонда (МВФ) экономика Монголии, которая сократилась на 4,6% в 2020 г., вырастет на 4,5% в 2021 г. и на 6% в 2022 г. Ожидается, что введение в эксплуатацию в 2022-2023 гг. подземного рудника месторождения «Оюу Толгой» будет способствовать росту объемов экспорта и ускорению темпов экономического развития. Снижение масштабов распространения коронавируса увеличит внутренний спрос. Однако из-за ущерба, нанесенного пандемией, экономические показатели в среднесрочной перспективе могут оставаться ниже, чем до начала пандемии. В 2022 г. уровень инфляции стабилизируется на уровне 9%, что является целевым показателем Центрального банка страны. Рост уровня инфляции в последние месяцы объясняется временными факторами, влияющими на импортные цены. Несмотря на хорошие экономические перспективы, в экономике страны существует некоторая неопределенность. В этой связи МВФ рекомендует продолжать оказывать поддержку экономике Монголии, а также использовать дополнительную бюджетную поддержку для улучшения жизни целевой группы и системы здравоохранения. С точки зрения денежно-кредитной политики, по данным МВФ, текущий прогноз может быть сохранен, поскольку ожидается замедление инфляции. В среднесрочной перспективе рекомендовано смягчить чрезмерную зависимость экономики от добычи природных ресурсов и провести структурные реформы по ее диверсификации.

 

Сохраняется интерес монгольских потребителей к поставкам белорусского сухого молока и тары пластмассовой, используемых в производственных целях, а также волокон синтетических, лекарственных средств, продуктов питания, мебели, обуви.

Вместе с тем, несмотря на рост экономики, большинство монгольских потребителей по-прежнему испытывает дефицит собственных ресурсов для единовременного расчета за поставляемую технику. По прогнозам, при сохранении роста экономики, платежеспособность монгольских компаний стабилизируется в 2022-2023 гг.

Кроме того, Правительство Монголии продолжает жесткую экономию бюджетных средств, непростое финансовое положение остается в аграрном секторе страны.

В этой связи экспорт белорусской техники для бюджетных организаций (пассажирская, коммунальная, специальная техника, лифты) и сельхозпредприятий, как и прежде, возможен, в основном, за счет экспортного кредита Банка развития Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)»).

С учетом специфики рынка представляется целесообразным рекомендовать компаниям, планирующим выход на рынок Монголии, продумывать варианты финансирования экспорта, схему предоставления максимально возможной отсрочки и рассрочки платежа.

Монголия не вводила в отношении Беларуси ограничительные меры на импорт продукции белорусского производства. По большинству товарных позиций, импортируемых Монголией, действует 5% таможенная пошлина и 10% ввозной налог на добавленную стоимость.

При поставке товара в Монголию необходимо предоставление сертификата качества и безопасности, выдаваемого производителем товара. В абсолютном большинстве случаев предъявляемые монгольской стороной требования не отличаются от требований, предъявляемых российской стороной к поставщикам продукции.

Стандартный ветеринарный и/или фито-санитарный контроль осуществляется в отношении следующей продукции:

сырье и продукты животного и растительного происхождения;

сигареты;

лекарственные средства;

генно-модифицированное сырье и продукция из него;

растения.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Сайт МИД
Перейти