:

Интервью Посла С.В. Чепурного газете «Новости Монголии»

24.12.2015 г.

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ И ПОЛНОМОЧНЫЙ ПОСОЛ

 

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В МОНГОЛИИ С.В. ЧЕПУРНОЙ:

МЫ ГОТОВЫ УЧАСТВОВАТЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ МОНГОЛИИ

 

Газета «Новости Монголии»

№ 50 (1032), 17 декабря 2015 года

 

 

Наш корреспондент взяла интервью у Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Монголии в связи с завершением успешного года сотрудничества между Монголией и Беларусью.

 


- В июле этого года Президент Монголии Ц.Элбэгдорж и Президент Беларуси А.Г. Лукашенко встретились в Уфе в рамках саммита БРИКС и ШОС. Встреча прошла успешно, на ней обсуждалось много вопросов двустороннего сотрудничества. В октябре этого года уважаемый Посол Станислав Владимирович, Вы встретились с Главой Администрации Монголии П.Цагааном с целью реализации обсужденных вопросов. Можете ли Вы нам рассказать, пожалуйста, об этом поподробнее?

 

Действительно, 9 июля 2015 года в г.Уфе состоялась первая официальная встреча глав наших государств. В ходе встречи стороны обсудили состояние и перспективы развития двусторонних отношений Республики Беларусь и Монголии, договорились определить основные направления сотрудничества и осуществить обмен визитами на высшем уровне.

В настоящее время в соответствии с приглашением Президента Монголии Ц.Элбегдоржа прорабатывается визит в Монголию Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.

Вопросы подготовки этого визита и его практического наполнения конкретными взаимовыгодными договоренностями были основной темой моих недавних встреч с главой Администрации Президента Монголии П.Цагааном.

Обсуждались возможности развития сотрудничества в промышленной, горнорудной и сельскохозяйственной сферах. Белорусская сторона готова вести речь не только о поставках своей техники и продукции, но и выводить наши отношения на новый качественный уровень, реализуя совместные взаимовыгодные проекты в указанных направлениях взаимодействия.

 

- Монгольский рынок заинтересован в поставках белорусской техники в сферах горнорудной промышленности, сельского хозяйства и транспорта, а также в сфере продовольствия. Каковы перспективы развития?

Беларусь заинтересована в дальнейшем динамичном развитии торгово-экономических связей с Монголией. Мы готовы участвовать в реализации общенациональных проектов Монголии, поставляя грузовую, дорожно-строительную, пассажирскую, сельскохозяйственную, лесную и другую специальную технику, а также обеспечить участие белорусских специалистов и технологий в разработке месторождений полезных ископаемых в Монголии.

С учетом непростой финансово-экономической ситуации прорабатывается вопрос организации поставок белорусской техники по лизинговым и кредитным схемам с привлечением соответствующих лизинговых и финансовых структур Республики Беларусь и монгольских банков.

Мы готовы к реализации совместных проектов в области машиностроения и сельского хозяйства. Прорабатываются возможности организации в Монголии сборочных производств техники белорусских брендов, а также совместных производств пищевой продукции. Данное направление взаимодействия нуждается в тщательном изучении, поскольку такие проекты подразумевают слияние технологического, ресурсного, кадрового потенциала сторон и, соответственно, требуют тщательной всесторонней проработки.

 

- Беларусь является основным членом Евразийского экономического сообщества /ЕАЭС/. Со стороны данной организации выражен интерес о включении Монголии в ЕврАзЭС, и Монголия со своей стороны непрочь развивать взаимные отношения. Как выглядело бы такое сотрудничество?

 

В 2015 году Республика Беларусь председательствует в ЕАЭС. Приятно отметить, что именно в этот период, при непосредственном участии нашего Посольства, а также коллег из посольств России и Казахстана началось взаимодействие Монголии и ЕАЭС.

В марте 2015 года в адрес Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) обратилось Министерство промышленности Монголии с предложением о создании рабочей группы по сотрудничеству между Монголией и ЕАЭС. В частности, монгольская сторона с целью диверсификации взаимной торговли с государствами-членами ЕАЭС выразила заинтересованность в устранении тарифных и нетарифных барьеров, вплоть до заключения соглашения о свободной торговле между Монголией и ЕАЭС.

С целью проработки монгольской инициативы в марте 2015 г. организован рабочий визит члена Коллегии (Министра) по основным направлениям интеграции и макроэкономике ЕЭК Валовой Т.Д. в г.Улан-Батор, в ходе которого обсуждены практические вопросы дальнейшего взаимодействия.

На встрече Президента Монголии Ц.Элбэгдоржа с председателем Коллегии ЕЭК Христенко В.Б., которая состоялась 7 мая 2015 г. в Москве, была обозначена готовность к подписанию меморандума о сотрудничестве между ЕЭК и Правительством Монголии. Данный документ был подписан 17 июня 2015 г. В.Б. Христенко и Премьер-министром Монголии Ч.Сайханбилэгом.

Основываясь на подписанном документе стороны учредили рабочую группу по сотрудничеству между взаимодействию между Правительством Монголии и ЕЭК и совсем недавно – 13 ноября 2015 г. – в г.Улан-Баторе состоялось ее первое заседание, по итогам которого подписан Протокол, определяющий дальнейшие шаги по развитию взаимодействия.

Следует отметить, что деятельность ЕАЭС призвана способствовать экономической и социальной стабильности в регионе, обеспечении на территориях государств-членов свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Республика Беларусь стоит на позициях открытого равноправного диалога ЕАЭС с другими странами, международными организациями и интеграционным объединениями.

И, конечно же, мы положительно оцениваем стремление Монголии развивать сотрудничество с ЕАЭС, готовы всемерно поддерживать конструктивные инициативы руководства Монголии в этом направлении.

 

- В Беларуси, помимо машиностроения, хорошо развиты и иные отрасли промышленности. Тогда как выглядит область образования? Так как недавно в этой области монгольская и беларусская стороны пришли к взаимному соглашению.

 

В Беларуси существует развитая система высшего образования. Действует более 50 высших учебных заведений. Соотношение студентов к общей численности населения одно из самых высоких в Европе. Профессиональную и научную подготовку студентов осуществляют как государственные, так и частные высшие учебные заведения различных типов.

Форма обучения может быть дневной, вечерней либо заочной. Программа подготовки в высших учебных заведениях республики рассчитана в основном на 5 лет. Студенты дневной формы обучения, которые занимаются успешно, получают стипендию. Все выпускники высших учебных заведений различных форм собственности получают диплом государственного образца.

В мае 2015 года Беларусь официально стала участником Болонского процесса – Европейского пространства высшего образования.

В высших учебных заведениях Беларуси обучается более 10 тысяч иностранных студентов. Обучение для граждан других государств, как правило, платное, стоимость зависит от выбранной специальности, формы обучения и учебного заведения.

Беларусь и Монголия имеют давние связи в области образования. Еще во времена СССР во многих белорусских вузах обучались граждане Монголии. Многие из них в настоящее время занимают высокие государственные и общественные должности, достигли успехов в бизнесе.

К сожалению, после развала СССР по объективным причинам, обусловленным тяжелой экономической ситуацией, в течение многих лет сотрудничество Беларуси и Монголии в данной сфере практически не велось.

В последние два года в нашей стране учились только четыре монгольских студента на условиях оплаты.

Первым шагом по изменению сложившейся ситуации стало подписание в сентябре 2013 г. Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Монголии о сотрудничестве в сфере образования, которое предусматривает для наших стран возможность развития прямого межвузовского сотрудничества, проведения совместных конференций, семинаров, симпозиумов и олимпиад, а также осуществления обмена студентами и аспирантами.

Данное Соглашение вступило в силу 8 июля 2014 года.

Открытие Посольства Беларуси в Монголии в 2014 году придало дополнительный импульс совместной работе в этом направлении.

В текущем году мы активно взаимодействовали с Министерством образования, культуры и науки Монголии. Было достигнуто взаимопонимание по вопросу обмена студентами.

В результате в сентябре 2015 г. в Беларусь направлены два монгольских студента, которые в соответствии с условиями названного Соглашения, начали обучение в одном из белорусских университетов на бесплатной основе, белорусская сторона предоставляет данным студентам общежитие и выплачивает стипендии.

Конечно, два студента – небольшая цифра. Но это лишь начало. Мы не будем останавливаться на достигнутом и намерены продолжать работу по расширению нашего взаимодействия в области образования.

Кроме того, помимо непосредственно обучения монгольских студентов в белорусских вузах у наших стран есть хорошие перспективы сотрудничества по линии среднего специального и профессионально-технического образования, система которого полностью сохранилась в Беларуси.

Данный вид образования позволяет в течение достаточно непродолжительного времени подготовить квалифицированных технических специалистов в области механизации, строительства, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, что, как мы полагаем, также может быть интересно Монголии.

 

- В сфере транспорта был реализован совместный проект по развитию городского транспорта между нашими странами. В рамках этого Улаанбаатар закупил 20 автобусов компании МАЗ. Как Вы представляете будущее развитие сотрудничества в этой области?

 

В конце прошлого года Минский автомобильный завод выиграл тендер на поставку 20 автобусов особо большой вместимости для нужд г.Улан-Батора. На наш взгляд это яркий пример эффективной реализации монгольского законодательства в сфере государственных закупок: был проведен прозрачный тендер на поставку автобусов, в котором в конкурентной борьбе победил белорусский производитель.

В настоящее время автобусы успешно эксплуатируются на маршруте № 1 г.Улан-Батора на проспекте Мира. Насколько мы знаем, белорусская техника пришлась по душе жителям Улан-Батора – нам даже приходилось слышать, что логотип МАЗ часто расшифровывается пассажирами как «Монгольский автомобильный завод».

Белорусская сторона заинтересована и готова продолжать сотрудничество в данной сфере. С этой целью в начале следующего года в Улан-Баторе открывается официальное представительство Минского автомобильного завода.

Хотел бы отметить, что Минский автомобильный завод производит не только пассажирские автобусы, но и современную грузовую, специальную, в том числе коммунальную, технику и готов участвовать во всех соответствующих тендерах, проводимых в вашей стране. Особое внимание конечно же будем уделять потребностям в закупке техники для нужд г.Улан-Батора.

 

- Наши страны установили дипломатические отношения в 1992 году. С тех пор отношения между Монголией и Беларусью возрождаются в виде сотрудничества в экономической сфере. Как Вы оцениваете значение отношений и сотрудничества между нашими странами?

 

Сотрудничество Беларуси с Монголией имеет достаточно давнюю историю. Многие жители Монголии получали образование в учебных заведениях Беларуси, белорусские специалисты участвовали в создании производственной и инфраструктурной базы Монголии. Наши БелАЗы, МАЗы, тракторы «Беларус», равно как холодильники и мотоциклы «Минск» также давно и хорошо известны в Монголии.

В декабре 1991 года Монголия стала третьей по счету страной, признавшей независимость и государственный суверенитет Республики Беларусь. А в январе 1992 года Премьер-министр Беларуси один из первых своих зарубежных визитов в качестве главы правительства суверенного государства совершил в Монголию. Тогда же были установлены дипломатические отношения между двумя странами.

Особенно активно наше сотрудничество развивается в последние три года. Существенно расширилась двусторонняя договорно-правовая база, возобновлены контакты на высшем и высоком уровнях, укрепляются торгово-экономические связи.

Два года назад Монголию вновь посетил с визитом Премьер-министр Беларуси, состоялись его встречи с высшими должностными лицами Монголии, проведены первая Национальная выставка Беларуси и первый же белорусско-монгольский бизнес-форум. В ходе визита, в том числе, было подписано межправительственное соглашение об отмене виз.

Закономерным этапом развития двусторонних связей и результатом договоренностей на высоком уровне стало открытие в июне 2014 года Посольства Республики Беларусь в Монголии.

Прорабатываются визиты в Монголию Президента и Министра иностранных дел Республики Беларусь.

Создана и действует Совместная Белорусско-Монгольская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству, деятельность которой позволяет нам осуществлять мониторинг двусторонних договоренностей, а также оперативно рассматривать актуальные вопросы торгово-экономических отношений и вырабатывать практические меры по их активизации. Состоялось уже три ее заседания.

Создана и в начале следующего года проведет свое первое совместное заседание аналогичная комиссия в сфере науки и технологий.

Хотел бы отметить Беларусь видит в Монголии надежного друга, партнера и намерена расширять сотрудничество по различным направлениям, представляющим взаимный интерес.

 

- Можете ли Вы коротко рассказать нам о взаимосвязи частных секторов двух наших стран?

 

Развитие частного сектора и усиление его роли в экономике является одной из ключевых задач, которую реализует Правительство Беларуси. Реформы, проводимые в Беларуси в 2006-2015, позволили стране переместиться со 106 на 44 позицию в рейтинге Doing Business, ежегодно составляемом Всемирным Банком.

Средний и малый бизнес в Республике Беларусь играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Он способствует формированию конкурентной среды, обеспечивает рост производства потребительских товаров, благодаря ему расширяется сфера услуг, а экономике придается дополнительная стабильность.

Бизнес-среда Беларуси сформирована в основном из малых и средних предприятий. При этом большая часть из них относится к сфере торговли, существенно меньше – к сфере строительства и промышленности. 82,1 процента белорусских предприятий и организаций находятся в частной собственности

Что касается сотрудничества между деловыми кругами двух стран, я бы хотел отметить, что наше Посольство не делает различия между предприятиями частной и государственной формы собственности.

Беларусь сотрудничает и с частными, и с государственными монгольскими компаниями.

Например, наши карьерные самосвалы БелАЗ поставляются и крупнейшему в Монголии предприятию с государственной долей собственности ГОК «Эрдэнэт», и ряду частных горнодобывающих компаний.

В соответствии с информацией, которой располагает Посольство, на сегодняшний день в Монголии зарегистрировано 11 частных компаний с белорусским капиталом, которые работают в промышленной, горнодобывающей, строительной сферах. Наиболее крупная и известная среди них – United BELAZ Machinery, занимающаяся реализацией в Монголии уже упомянутых мной белорусских карьерных самосвалов БелАЗ, а также их сервисным обслуживанием.

Также белорусские товары реализуются монгольскими компаниями, которые имеют дилерские соглашения с белорусскими предприятиями. Помимо БелАЗов в Монголии представлены такие белорусские торговые бренды, как: грузовые автомобили и автобусы «МАЗ», тракторы «Беларус», зерноуборочные комбайны «Гомсельмаш», сельскохозяйственная техника «Бобруйскагромаш» и «Бобруйсксельмаш», лифты «Могилевлифтмаш», холодильники «Атлант», вагоны Могилевского вагоностроительного завода, кондитерские изделия фабрик «Коммунарка», «Спартак», «Слодыч», «Красный пищевик», «Ивкон».

Кроме того, на рынке Монголии присутствует лесная техника Мозырского машиностроительного завода, продукция ряда белорусских обувных фабрик, Городейского сахарного комбината и ОАО «Мозырьсоль», электрооборудование Минского электротехнического завода, обои производства Минской обойной фабрики, предприятий «Гомельобои» и «Белобои», а также лекарственные средства марки «Белмедпрепараты».

 

- Как Беларусь решает вопрос о развитии страны без выхода к морю с экономической точки зрения?

 

Да, Беларусь не имеет выхода к морю. Однако достаточно выгодное географическое положение делает ее важнейшим транспортным коридором евразийского пространства. Ежегодно через территорию Беларуси следует свыше 100 млн. тонн европейских грузов. При этом наша республика в полной мере обеспечивает оперативность и безопасность транзита. Транспортные услуги оказываются железнодорожным, автомобильным, воздушным, речным и трубопроводным видами транспорта.

Таким образом, транзитный потенциал Беларуси обеспечивается соответствующими транспортно-логистическими возможностями для доставки наших товаров потребителям в других станах.

Другой вопрос – чем может торговать наша страна. Как известно, в Беларуси не очень много природных ресурсов. Основное богатство наших недр – калий, имеются небольшие запасы нефти, месторождения бурых углей и торфяники. Кроме того, почти 40% территории нашей страны покрывают леса, что обуславливает значительные запасы древесины.

Что касается калия, то предприятие «Беларуськалий» является одним из ведущих мировых производителей калийных удобрений. На его долю приходится 16% мирового рынка производства калия. Доля Беларуси в общем объеме мировых резервов калия – более 9%.

Помимо определяемых запасами природных ресурсов калийной и деревообрабатывающей отраслей, Беларусь имеет развитые машиностроительное, нефтехимическое и агропромышленное производства и легкую промышленность.

Сегодня Республика Беларусь – экспортоориентированное государство с развитой промышленностью, наукой, сельским хозяйством и сектором услуг. Наша страна производит около трети выпускаемых в мире карьерных самосвалов, почти пятую часть сельскохозяйственных комбайнов, 6% тракторов и входит в пятерку крупнейших мировых экспортеров молочной продукции.

По экспорту IТ-услуг на душу населения Беларусь опережает все страны СНГ. Имеются значительные наработки в сфере высоких технологий, в частности в производстве оптических и лазерных приборов, автоматизированных систем управления.

Особенности экономики Беларуси, ее географическое положение и исторические связи определяют высокую степень открытости нашей экономики, ее ориентированность на внешние рынки. Беларусь поддерживает торговые отношения более чем со 160 государствами мира.

 

- С 2013 года между нашими странами существует безвизовый режим. Какие положительные аспекты Вы видете в нем?

 

Возможно, не все это знают, но дело в том, что безвизовый режим между нашими странами существует достаточно давно.

В 90-х годах прошлого века Беларусь и Монголия наши страны продолжили применять к взаимным поездкам своих граждан положения подписанного в 1979 году Соглашения между правительствами СССР и Монгольской Народной Республики об условиях взаимных безвизовых поездок граждан.

Таким образом, белорусы и монголы уже несколько десятилетий ездят друг к другу в гости без виз.

А в сентябре 2013 года в ходе визита Премьер-министра Республики Беларусь в Монголию было подписано двустороннее межправительственное Соглашение об отмене виз, которое вступило в силу 5 июля 2014 года. Оно позволяет гражданам двух стран въезжать в Беларусь и Монголию без виз на срок до 90 дней. И только в случае нахождения на территории наших стран свыше этого срока, например, с целью учебы или работы, требуется получение въездных виз.

Очевидно, что безвизовый въезд стирает границы между нашими странами, сближает людей, расширяя возможности личных, деловых и культурных контактов.

 

- Как Беларусь преодолевает трудности постсоветского периода?

 

В советское время в Беларуси были размещены крупнейшие машиностроительные и нефтеперерабатывающие предприятия, бесперебойная работа которых, требовала постоянных поставок отсутствующего в республике сырья, энергоресурсов и многих комплектующих. Все необходимое для функционирования данных производств поставлялось в рамках кооперации из разных точек большой страны. Именно поэтому Беларусь называли «сборочным цехом» Советского Союза.

После развала СССР белорусская экономика столкнулась с серьезными проблемами. Какое-то время кооперационные связи сохранялись (некоторые из них действуют до сих пор), но при этом начинали работать рыночные отношения, поставки сырья и энергоресурсов снизились, многие предприятия-партнеры прекратили работу.

Однако, несмотря на трудности переходного периода нам удалось не только сохранить производственную базу страны, но и существенно модернизировать промышленность, обеспечив диверсификацию производства.

Предприятия постепенно расширяли модельный ряд и ассортимент выпускаемых товаров, осваивали новые виды продукции; в стране создавались новые производства. В промышленности активно внедрялись энерго- и ресурсосберегающие технологии. Последовательно проводилась политика импортозамешения с целью максимального обеспечения потребности своих предприятий и населения продукцией собственного производства и, соответственно, снижения зависимости от поставок иностранных товаров.

Беларусь придерживается модели социально ориентированной рыночной экономики, которая доказала свою состоятельность и эффективность.

Наша страна занимает в рейтинге государств по индексу человеческого развития 65-е место. По этому показателю Беларусь уже не первый год лидирует среди стран СНГ.

Приоритет в социальной политике государство отдает созданию условий для качественного воспроизводства населения, содействию его занятости, повышению эффективности использования рабочей силы и ее качества, росту реальных доходов, обеспечению стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, а также совершенствованию социальной защиты населения, повышению эффективности и доступности социального обслуживания.

В долгосрочной перспективе мы поставили перед собой задачу к 2030 году занять в мировом рейтинге индекса человеческого развития не ниже чем 40-е место.

 

- В последние несколько лет весь мир наблюдает за Минском. Как решается вопрос об Украине?

 

Белорусы имеют давние и крепкие исторические, культурные и просто родственные связи с украинским народом, поэтому наш народ не может равнодушно воспринимать происходящее на востоке Украины.

Мы искренне заинтересованы в скорейшем прекращении боевых действий, наступлении мира и спокойствия в братской стране. Наша позиция по урегулированию украинского кризиса остается неизменной: мирное урегулирование конфликта, прекращение насилия, недопущение вооруженных столкновений.

Об этом представители Беларуси не раз официально заявляли на всех уровнях и в рамках различных международных форумов с самого начала кризиса в Украине.

Столица Беларуси стала основным местом встреч контактной группы по урегулированию ситуации в Донбассе. В сентября 2014 г. были подписаны Минские соглашения — документ, направленный на прекращение боевых действий на востоке Украины.

В феврале 2015 г. в Минске прошла историческая встреча руководителей Украины, России, Франции и Германии, по итогам которой был принят документ о прекращении боевых действий и реализации комплекса мер по выполнению Минских соглашений.

Еще одним значимым итогом деятельности Трехсторонней контактной группы в Минске стало подписание 29 сентября 2015 г. соглашения об отводе тяжелого вооружения на 15 километров от линии соприкосновения.

Международные организации и все вовлеченные в конфликт стороны признают, что Минские соглашения на сегодняшний день являются единственным действенным механизмом в разрешении ситуации на востоке Украины.

Наша страна продолжит прилагать все возможные усилия для скорейшего установления мира и спокойствия в Украине, восстановления нормальной жизни граждан этой страны.

Помимо политических шагов, направленных на содействие урегулированию конфликта, мы помогаем людям, непосредственно пострадавшим от него. Для граждан Украины, вынужденных покинуть свою страну, упрощен порядок пребывания на территории Беларуси и предусмотрен ряд льгот, в том числе по трудоустройству, получению пособий, обучению.

 

В заключение нашего интервью, я бы хотел, пользуясь случаем, поздравить читателей газеты «Новости Монголии» с наступающим Новым годом!

Пусть в ваших семьях царят любовь, мир и взаимопонимание!

 

- Спасибо за интересную беседу.

 

Наш корр. А.Мандирмаа

 

 

Версия для печати

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Сайт МИД
Перейти